Основы государственного регулирования финансового рынка

Представлены основные концепции рынка ценных бумаг и модели его регулирования, сложившиеся в международной практике. На примере многих стран рассмотрена концепция раскрытия информации и механизм ее реализации на первичном и вторичном рынках. Проведен страновой анализ организационных структур, ответственных за регулирование рынка ценных бумаг и срочного рынка. Дан сравнительный анализ сложившегося в различных странах порядка регулирования торговых систем, брокерско-дилерских компаний, коммерческих банков и других профессиональных участников фондового рынка. Раскрыт опыт развитых и формирующихся рынков в предотвращении манипулирования, инсайдерской практики и других нарушений механизма честного и справедливого ценообразования. Рассмотрена лучшая международная практика в организации регулирования срочного рынка. Дан анализ перспективных форм регулирования фондового рынка в контексте макроэкономической политики государства. Представлена практика использования государством в финансовой политике механизма валютных бирж, а также универсальных бирж, объединяющих фондовый, срочный и валютный сегменты.

КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ

Первыми институтами, создававшимися для перераспределения денежных ресурсов, были банки, точнее коммерческие банки. Банки привлекают средства тех, кто не испытывает срочной необходимости в имеющихся у них деньгах, предоставляя их тем, кто в конкретный момент нуждаются в большей сумме денег, чем та, которой они располагают. В условиях экономики с централизованным планированием, которая существовала, в частности, в Советском Союзе, решение банка о выделении определенных средств принималось на основе соображений, связанных с плановыми целями расширения производства. В рыночной экономике выделение средств коммерческими банками обусловлено иными мотивами: "Сможет ли лицо, подавшее просьбу о получении банковской ссуды, выплачивать проценты, начисляемые в качестве стоимости кредита? Есть ли риск того, что заявитель не сможет выплатить долг к необходимому сроку?" Для того, чтобы ответить на эти вопросы, коммерческий банк рассматривает поданное заявление на предмет предполагаемого использования кредита и финансовую историю заявителя. Обычно банк не может удовлетворить всех желающих получить кредиты, он выбирает тех, кто, по его оценке, будет использовать взятые взаймы деньги наиболее эффективно, т.е. при принятии решения главенствующую роль играет конкуренция. Банки зависят от возврата ссуд, поскольку им необходимо поддерживать средств, предназначенных для выдачи кредитов. Начисляемые банками проценты формируют прибыль, которую они получают от кредитования. Однако выплаты по процентам покрывают лишь малую часть банковского риска, связанного с невыплатой ссуженных денег. Поэтому банки делают всё, чтобы гарантировать выплату кредита должником. В частности, банки очень внимательно рассматривают кандидатов на получение кредита и выдают ссуды лишь тем, чья платежеспособность не оставляет сомнений. Кроме того, коммерческие банки зачастую требуют, чтобы получатель кредита предоставил определенную, имеющую ценность собственность в качестве обеспечения ссуды, которую в случае невыплаты займа банк может продать для возврата части или всей суммы ссуженных средств.

ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ, ОТЛИЧНЫЕ ОТ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

По мере развития системы перераспределения денежных ресурсов возникают альтернативы финансированию через коммерческие банки. Появляются различные виды небанковских, или не принимающих депозиты, финансовых институтов, которые дополняют в качестве конкурирующей альтернативы коммерческие банки в области предоставления средств семьям и предприятиям. Эти так называемые небанковские финансовые институты могут принимать в разных странах самые различные формы: брокеры и дилеры, занимающиеся операциями с ценными бумагами, торговые и инвестиционные банки, венчурные фирмы, пенсионные фонды, страховые, инвестиционные, лизинговые и факторские компании, ломбарды, эмиссионные дома и андеррайтеры. Как и коммерческие банки, небанковские финансовые институты играют посредническую роль: они изыскивают различные пути подбора лиц, нуждающихся в дополнительных денежных ресурсах, для тех, кто имеет средства для инвестирования. Один из специалистов в данной области профессор Baruch College (City University, Нью-Йорк) Линда Аллен описывает основные функции финансовых посредников как "передачу риска" и "выбор времени для перемещения денежной наличности".1 Финансовые институты разрабатывают такие формы финансовых активов, которые позволяют предоставляющим и использующим инвестируемые средства контролировать степень риска и корректировать время наличия денежных средств.
Прикрепленный файлРазмер
Основы государственного регулирования финансового рынка.zip2.2 Мб