Влияние постановлений пленума верховного суда Украины

Влияние постановлений пленума верховного суда Украины, практики применения судами закона о криминальной ответственности на формирование основ криминального права Украины. Криминальное право как самостоятельная, отдельная отрасль права имеет ряд признаков как общих для всех отраслей права, так и специфических только для нее. Исходя из этого, криминальное право: 1) являет собой систему юридических норм, установленных в обществе. Нормы криминального права - это обобщенные правила, которые охватывают множество соответствующих жизненных ситуаций, индивидуальных случаев. Нормы криминального права общего действия, кроме того, является общеобязательными к выполнению, имея тем самым признак общеобязательной нормативности. Эти нормы по большей части выступают как нормы-запрещения. Они запрещают определенные поступки людей, а именно преступные действия или преступную бездеятельность, под угрозой применения при их совершении особенных принудительных мероприятий - криминальном наказании; 2) его нормы устанавливаются лишь высшими органами законодательной власти и закрепляются в соответствующих законах. Это так называемое позитивное право, или действующее право. Именно поэтому криминальное право имеет формальную определенность - оно точно фиксирует в законах в предельно формализированном виде в письменной форме признака преступлений и наказаний за них, то есть требования, которые относятся к поведению людей, предела и условия их поступков, последствия противозаконных действий или бездеятельности. Следует заметить специально, что формальная определенность криминального права - это не только гарантия законности и одинаковости применения его норм, но и одно из неотъемлемых прав человека; 3) имеет свой предмет и метод правовой регуляции. Нормы криминального права устанавливают, какие общественное опасные деяния являются преступлениями и какие наказания подлежат применению к лицам, которые совершили эти преступления (ч. 2 в. 1 Криминального кодекса Украины). Преступление и наказание - это те общественные явления, которые определяются нормами криминального права. Применение наказания - это метод правовой регуляции отношений, которые возникают в связи с совершением преступления. Формирование основ криминального права Украины проходило в своем развитии несколько этапов. Выделение этих этапов базируется на основе тщательного изучения большого количества архивных источников и глубокого теоретического обобщения уголовного законодательства, судебной практики и правовой литературы. На первых этапах активную роль в формировании уголовного законодательства УССР играла борьба с контрреволюцией и мелкобуржуазной стихией в период социалистической революции, в период иностранной интервенции и гражданской войны, а также в первые годы нэпа. Формирование уголовно-правовых норм велось в тесной взаимосвязи с социально-экономическими условиями жизни и деятельности Советской республики, с историей всей страны. Явно прослеживается положительная роль законодательства РСФСР в формировании и становлении уголовного законодательства Украинской ССР. В более поздний период формирования основ криминального права Украины проявилась определенная специфика применения ряда уголовно-правовых норм УССР по сравнению с уголовным законодательством РСФСР. Этим самым показана вся несостоятельность утверждений, авторы которых, искажая сущность социалистического права, пытаются доказать отсутствие истории криминального права Украинской ССР. Кроме того, важное влияние на формирование основ уголовного права Украины имели наиболее важные вопросы истории государства и права УССР, вопросы советского строительства и государственного устройства Украины в первые годы Советской власти. В советский период становление основ уголовного права Украины прошло четыре этапа. Проблемы развития уголовного законодательства УССР в годы Советской власти на Украине излагаются обычно в соответствии с периодизацией истории советского государства и права. Говоря о зарождении и становлении уголовного права на Украине, нужно отметить влияние революционных народных масс Украинской ССР. Правотворчество масс УССР выражалось в ликвидации по инициативе революционных народных масс старых судебных учреждений, создании народных судов и следственных комиссий, принятии местными органами власти и общими собраниями граждан статутов и инструкций деятельности этих судебных установлений. Период народного правотворчества в УССР автор делит на три этапа. Первый этап — до издания Советом народных комиссаров Российской Федерации декрета № 1 о суде, то есть до 24 ноября 1917 г. В это время происходит дальнейшее развитие революционного правосознания народных масс, повышается их активность в создании местных органов революционной власти — Советов и комитетов, а вместе с тем и органов, которые осуществляют революционное правосудие на местах. Эти органы создавались в процессе осуществления революционным народом его диктатуры на основании обращений, призывов и указаний Коммунистической партии. Второй этап — от принятия декрета № 1 о суде до получения на местах постановления Украинского Советского правительства “О введении народного суда”. Это постановление воспринималось на местах по мере освобождения Украины от контрреволюции и немецкой оккупации, в отдельных местностях УССР — вплоть до начала 1919 г. Этот этап характеризуется активной деятельностью народных масс по созданию народных судов и выработке правовых норм их деятельности. Основой такого правотворчества являлось революционное социалистическое правосознание народных масс, которое формировалось и направлялось призывами и обращениями Коммунистической партии, общеправовыми актами Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов в центре и на местах. Третий этап — с момента получения на местах постановления “О введении народного суда”, когда новым источником правотворчества стал единый, в смысле организации и деятельности, советский народный суд. Процесс народного правотворчества в это время все больше подчиняется расширяющейся и усиливающейся роли закона. В этот период выявляется ошибочность суждения о стихийности и неограниченности народного правотворчества в первом этапе его деятельности. Была широко развита деятельность судов и следственных комиссий Луганска, Макеевки, Екатеринослава, Полтавы и других городов Советской Украины. Судебные учреждения в это время создавались народными массами по инициативе Советов рабочих и солдатских депутатов, которые руководили и направляли деятельность этих учреждений. Большое влияние имели материалы собраний Советов Костромского, Купянского, Одесского и других уездов Украины, на которых в конце 1917 г. и начале 1918 г. были приняты статуты деятельности создаваемых Советами местных судов и утверждены инструкции следственным комиссиям “О порядке ведения следствия”. Характеризуя деятельность суда, созданного в соответствии с декретом № 1 о суде, на основе архивных данных сделан вывод о том, что первые акты о суде на Украине были изданы в январе 1918 г. Таким актом является постановление Народного секретариата Украинской Советской республики “О введении народного суда”. Этим самым опровергается мнение ряда исследователей, высказанное в советской юридической литературе, согласно которому первые декреты о суде на Украине были изданы только в начале 1919 г. На Украине, как и в РСФСР, в основу организации и деятельности судов были положены ленинские принципы выборности суда, привлечения широких масс народа к отправлению правосудия, периодическая сменяемость судей и др. На основе архивных материалов и конкретных .уголовных дел, рассмотренных военными судами Украинской ССР, необходимо указать на некоторую неточность утверждений о том, что первые декреты Советского правительства “О суде” положили начало созданию судебной системы лишь общих гражданских судебных учреждений — народных судов и революционных трибуналов; что же касается военных судов, то их в Советской Армии якобы до июня 1918 г. не было. Доказано, что на территории УССР в воинских частях и соединениях с момента их образования были созданы военные суды. На фронте такие суды избирались полковыми и корпусными Советами солдатских депутатов из состава военнослужащих части. Если говорить об уголовном законодательстве и принципах деятельности судебно-следственных органов в период иностранной военной интервенции и гражданской войны, необходимо проследить процесс разгрома интервентов и подавления выступлений внутренней контрреволюции на Украине, и упомянуть конкретные мероприятия Временного Украинского рабоче-крестьянского правительства по учреждению в УССР государственных органов, ведущих борьбу с контрреволюцией и мелкобуржуазной стихией. В соответствии с постановлением правительства “Об организации власти на местах” в городах и селах Украины были созданы военно-революционные комитеты и комитеты бедноты. В декрете рабоче-крестьянского правительства Украины “О суде” от 14 февраля 1919 г. нашла свое юридическое подтверждение и закрепление судебная система, созданная в соответствии с постановлением Народного секретариата Украины “О введении народного суда” от 4 января 1918 г. В соответствии с декретом “О суде” от 14 февраля 1919 т. на Украине с учетом опыта РСФСР был создан единый народный суд. В декрете говорится о составе народного суда, о подсудности, о компетенции народного судьи, который единолично принимал решения о судьбе уголовного дела, поступившего в суд. В нем с достаточной полнотой излагаются компетенция и права народных следователей, которые избирались для содействия народному суду. Согласно “Временного положения” 1919 г., на Украине были созданы коллегии обвинителей, защитников и судебных исполнителей. В дальнейшем “Временное положение” было заменено Положением СНК УССР “О народном суде” (1920 г.). Также необходимо упомянуть правовое положение Всеукраинской Чрезвычайной Комиссии, формы ее деятельности, ее роль в борьбе с контрреволюцией. Особое внимание нужно уделить карательной политике Советского государства в период укрепления Советской власти на Украине (1918—1920 гг.). При этом подчеркнута двуединая задача уголовного наказания — задача кары и воспитания. В украинском советском законодательстве специальное указание об условном осуждении было впервые сделано 4 января 1918 г. в постановления Украинского Советского правительства “О введении народного суда”, а затем в декрете СНК УССР от 17 марта 1919 г. “Об условном осуждении”. Самый же институт условного осуждения и в Российской Федерации, и в УССР был введен в практическую деятельность судебных учреждений с первых дней их существования. Исследуя уголовное законодательство УССР в период восстановления народного хозяйства страны, необходимо остановиться на системе и структуре созданной в то время прокуратуры. В рассматриваемый период на Украине было немало нововведений, например действовали чрезвычайные судебные сессии, которые сузили деятельность военных трибуналов и органов военной юстиции. Особенность развития институтов Общей части уголовного права заключалась в то время в том, что такое развитие шло через нормы Особенной части. Принятый Верховной Радой Украины 5 апреля 2001 г. новый Уголовный Кодекс Украины, который вступил в силу с 1 сентября 2001 г., является знаменательной вехой в становлении Украины как правового государства. Он является первым фундаментальным кодексом, принятым вследствие проведения в Украине правовой реформы, которая ставит своей задачам кодификацию важнейших областей права. Новый Уголовный Кодекс является базовым для будущих Уголовно-исполнительного и Уголовно-процессуального кодексов Украины. Уголовно-исполнительный кодекс должен определять порядок и условия выполнения криминальных наказаний, система, основания и порядок применения которых установлены именно в Уголовном Кодексе. Уголовно-процессуальный кодекс призван определить ту процедуру, в ходе которой устанавливается виновность лица в совершении преступления. Исходным здесь является положение ч. 2 ст. 2 Уголовного Кодекса, согласно которой лицо считается невиновным в совершении преступления и не может быть подвержено криминальному наказанию, пока его вина не будет доказано в законном порядке и установлена обвинительным приговором суда. Работа над проектом нового Уголовного Кодекса продолжалась больше восьми лет, и он является результатом коллективной работы ученых, практических работников, комитетов Верховной Рады Украины и, конечно, народных депутатов Украины, которые и приняли этот кодекс. Положения Уголовного Кодекса целиком основываются на предписаниях Конституции Украины, отвечают нуждам современной жизни, отображают изменения, которые произошли в политической, экономической и социальной сферах общества. Он призван оказывать содействие развитию Украины как суверенного, независимого, демократического, социального, правового государства. Основными концептуальными положениями Уголовного Кодекса являются: 1) уголовно-правовая охрана основ национальной безопасности Украины, лиц, ее прав и свобод, собственности и всего правопорядка от преступных посягательств; 2) закрепление принципа, в котором Уголовный Кодекс - это единый законодательный акт, который включает в себя все законы Украины об уголовной ответственности. 3) закрепление основного принципа цивилизованного криминального права "нет преступления - нет наказания без указания на это в криминальном законе"; 4) наличие в действиях лица признаков состава преступления, установленного (описанного) в криминальном законе, - единое основание уголовной ответственности; 5) закрепление принципа личной и виновной ответственности; 6) усиление ответственности за совершение тяжелых и особенно тяжелых преступлений с предоставлением возможности (путем введения альтернативных санкций) применения к лицам, которые совершили менее тяжелые преступления, наказаний, не связанных с лишением свободы. Введено, например, такое наказание, как общественные работы; 7) наличие ряда норм, направленных на усиление борьбы с организованной преступностью (приведены понятия организованной преступной группы, преступной организации, созданные специальные составы преступлений об ответственности организаторов и участников организованных групп, предусмотрена ответственность за совершение террористического акта и др.); 8) введение системы наказаний, расположенных от менее сурового к более суровым, что обеспечивает справедливость наказания в зависимости от тяжести преступления и лица осужденного. Важное снижение санкций сравнительно с УК 1960 г.; 9) наличие широкого перечня норм, которые устанавливают возможность освобождения от уголовной ответственности (при раскаянии, примирении с потерпевшим в делах о преступлениях небольшой тяжести и др.), а также от наказания (например, при освобождении с испытанием, при условно-досрочном освобождении и др.); 10) отказ от наказания в виде смертной казни и замена ее пожизненным лишением свободы. Отказ от понятия особо опасного рецидивиста; 11) наличие ряда поощрительных норм, которые стимулируют положительное поведение (например, освобождение от ответственности участника организованной группы, который сообщил в органы власти о деятельности этой группы и оказывал содействие ее раскрытию, и др.); 12) включение в Общую часть самостоятельного раздела об ответственности несовершеннолетних, нормы которого с учетом возраста во многих случаях смягчают ответственность сравнительно со взрослыми преступниками; 13) значительное превышение по объему Уголовного Кодекса 1960 г. (более чем на 150 статей). Но это не означает, что новый Уголовный Кодекс целиком отбрасывает нормы, которые содержатся в Уголовном Кодексе 1960 г. Многие из них выдержали испытание временами, предусмотренные во всех уголовных кодексах цивилизованных стран и потому сохраненные в новом Уголовном Кодексе (например, положение о невменяемости, умысле и неосторожности, необходимой обороне, давности, видах убийств, характеристике телесных повреждений и др.). Некоторые нормы УК 1960 г. были незначительно изменены и дополнены (например, статьи о подготовке к преступлению, очерчиванию видов соучастников, формулирование диспозиций статей некоторых преступлений, в том числе против собственности, хозяйственных преступлений и др.). И такое положение является естественным, так как преемственность в праве, в том числе криминальном, - важнейшая тенденция развития всей правовой материи; 14) Уголовные Кодекс разделен на Общую и Особую части. Общая часть (статьи 1-108) включает нормы общего характера: • задачи Уголовного Кодекса; • основания уголовной ответственности; • действие закона во времени и пространстве; • понятие преступления и его виды; • возраст ответственности; • умысел и неосторожность; • соучастие в преступлении; • повторность и рецидив преступлений; • нормы об освобождении от уголовной ответственности; • понятие и цель наказания; • его виды; • назначения наказания; • освобождение от него и др. Особая часть (статьи 109-447) содержит нормы, в которых предусмотренная ответственность за отдельные виды преступлений и указанные наказания, применяемые к лицам, которые их совершили. Это преступления: • против основ национальной безопасности Украины; • против граждан; • конституционных прав и свобод Украины; • против собственности; • преступления в сфере хозяйственной деятельности; • в сфере охраны окружающей среды; • против общественной безопасности; • простив безопасности производства и транспорта; • против здоровья населения; • против общественного порядка и нравственности; • против авторитета органов государственной власти; • против авторитета органов местного самоуправления; • в сфере служебной деятельности; • против правосудия; • против порядка несения военной службы; • против мира и международного правопорядка и др. Новый Уголовный Кодекс, принятый на будущее, будет действовать продолжительное время, которое, однако, не означает, что в него не будут вноситься соответствующие изменения и дополнения. Развитие общества, появление каких-то новых тенденций в структуре преступности, выявление в ходе правоприменения отдельных недостатков конкретных норм Уголовного Кодекса могут вызвать необходимость в таких изменениях и дополнениях. Законодатель не может допустить, чтобы Уголовный Кодекс отставал от нужд реальной жизни, и должен отстранять такое отставание путем внесения у него необходимых законодательных новелл. Такое положение осуществляется путем различных мероприятий. Так, к примеру, в Харькове на базе Академии правовых наук Украины прошла научно-практическая конференция «Новые тенденции в развитии криминально-процессуального законодательства Украины». Конференция проводилась при содействии Департамента юстиции США, а ее соорганизаторами выступили Национальная комиссия по укреплению демократии и утверждению верховенства права, Национальная юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого и Академия правовых наук Украины. Участники конференции рассматривали проблемные вопросы реформирования системы криминальной юстиции Украины, разработанный проект Криминально-процессуального кодекса, а также пути реформы досудебного расследования и ряд других масштабных проблем юридического законодательства. Участники конференции пришли к выводу, что проект Концепции реформирования криминальной юстиции (ее разработка была начата еще в 2005 году по поручению Президента) и разработанный на ее основе проект Криминально-Процессуального Кодекса «по своему содержанию и юридической технике исполнения требуют существенной переработки». Потому они рекомендовали Комитету по реформированию криминальной юстиции Украины доработать упомянутый проект, взяв за основу изменений проект, подготовленный учеными Академии правовых наук Украины и Национальной юридической академии Украины имени Ярослава Мудрого. Специалистам известно, что систему криминальной юстиции составляют криминальное, криминально-процессуальное и криминальное исполнительное законодательство, а также органы и учреждения криминальной юстиции. К последним относятся суды, которые рассматривают уголовные дела, прокуратура и другие государственные органы, имеющие полномочия проводить досудебное следствие, органы и учреждения по исполнению уголовных наказаний, защитники, эксперты и др. В подготовленной учеными Концепции отмечается, что определенную часть криминально-карательных действий, ответственность за которые предусмотрена в Криминальном кодексе, необходимо «декриминализировать» — трансформировать в административные правонарушения. И перечень таких правонарушений должен быть предусмотрен в новом разделе Административного кодекса Украины. В этом случае такие проступки не повлекут за собой ограничение или лишение свободы и конфискацию имущества. Что касается преступлений невысокой и средней тяжести, то их расследование предлагается существенно упростить и проводить без возможности применения предупредительной меры в виде содержания под стражей. Кроме того, в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах и Европейской конвенции прав человека, необходимо внести изменения в Конституцию Украины, уменьшив до 48 часов срок задержания человека без решения суда. А пока эти изменения не примут, авторы Концепции предлагают считать нынешний 72-часовой срок такого задержания «допустимым лишь в исключительных случаях». Как известно, действующий Криминальный кодекс Украины был принят весной 2001 года, За прошедшие годы этот кодекс успел устареть. Необходимые изменения в нем диктуются требованиями Конвенции о защите прав человека в части обеспечения прав участников уголовного процесса, состязательности сторон, расширения прав потерпевшего и так далее. Сегодня система криминальной юстиции в Украине не в полной мере отвечает современному этапу развития страны. Она не обеспечивает эффективной защиты граждан, общества и государства от общественно опасных посягательств на социальные ценности, права и интересы, надлежащего правопорядка. Так случилось, что предыдущие многочисленные изменения в структуре органов криминальной юстиции не имели системного характера. Преимущественно они были направлены на удовлетворение ведомственных интересов и не обеспечили создание оптимальной системы предупреждения преступлений, их выявления, расследования и наказания виновных. Система «правоохранительных» органов, созданная как механизм преследования и репрессий, не была трансформирована в институт защиты и восстановления нарушенных прав человека. Не осуществлялось эффективных мер в отношении снижения уровня коррупции в этой системе. Потому общество утратило доверие к этим органам, исчезла их поддержка со стороны общественности. Если предлагаемая Концепция реформирования системы органов криминальной юстиции будет принята, досудебное расследование преступлений в Украине будут проводить «национальная полиция в составе МВД, финансовая полиция (она должна быть отделена от ГНА и войти в состав Министерства финансов), военная полиция в составе Министерства обороны, следственное подразделение СБУ и специально созданный антикоррупционный орган». Изменятся функции прокуратуры. Ее работники будут заниматься процессуальным руководством досудебным следствием с момента выдвижения обвинения, поддержкой государственного обвинения в суде и контролем за соблюдением законов органами и учреждениями, которые выполняют судебные решения по уголовным делам. Что касается МВД, оно «должно стать гражданским органом европейского образца». СБУ в сфере криминальной юстиции сможет осуществлять досудебное расследование преступлений «против национальной безопасности, безопасности человечества и международного правопорядка, а также помогать органам криминальной юстиции в расследовании других преступлений». В соответствии с Концепцией, функционирование системы исполнения наказаний «должно осуществляться демилитаризированной государственной криминально-исполнительной службой в сфере ведения Министерства юстиции». Авторы Концепции считают целесообразным также создание (и регламентацию деятельности) института частных детективов и детективных агентств. Все эти и другие предусмотренные Концепцией законодательные изменения должны вводиться поэтапно, но без затяжек. Введение в действие реформированного законодательства должно быть одновременным. Автор: Наталич Елена Юрьевна